September 03, 2008
Mt.Washington с детьми
Posted by poxod-www
Есть в штате гора Вашингтона, являющаяся самой высокой точкой на Северо-Востоке США. Думаю, что гора эта хорошо известна всем, кто хоть немного интересуется географией или просто любит проводить время на природе. Назвать гору Вашингтона очень высокой нельзя, всего-то 1917 метров, но так как до ближайшей более высокой точки надо ехать аж в Северную Каролину, а за настоящими альпинистскими вершинами лететь на запад, то многие предпочитают проводить выходные именно здесь. Впрочем, гора Вашингтона не так уж безобидна. Именно на её вершине в 1934 году был зафиксирован рекорд скорости ветра 372 км/ч, да и в обычный среднестатистический день дует там как следует.
Ещё эта гора примечательна тем, что в середине 19-го века с западной стороны до её вершины для развлечения ленивых туристов, не желающих передвигаться на ногах, была построена железная дорога, называемая Cog Railway. Одновременно с железной дорогой на вершину была проведена и автодорога, сооружены туристические заведения, но несмотря на все эти элементы цивилизации, большая часть горы всё-таки сохранила свою природную первозданность.
Как-то осенью прошлого года, поднимаясь на гору по одной из троп в компании друзей, мне вдруг пришла в голову забавная мысль, а не попробовать ли залезть на вершину вместе с нашим сыном Тёмой. Паровоз на горе можно использовать в качестве стимула и награды в случае удачного завершения операции. Всю зиму я вынашивал эту мысль, и вот наконец 15 апреля Тёме исполнилось 4 года. Восхождение было намечено и на конец мая, когда должна была сойти большая часть снега.
Моральная подготовка Тёмы началась задолго, где-то к середине мая он уже просто начал проситься лезть на гору Вашингтона, где на вершине его ждёт паровозик, "прямо сейчас". За неделю до намеченной даты мы оказались в Сиэттле; там у подножия гор Рейнир и Адамс, Тёма прошёл завершающие этапы проверки на готовность.
Участвовать в операции, кроме нас с Динкой, были приглашены мои старшие дети Рома и Лиля, Ира (Динина сестра) и наш пёс Cпарка.
Идея состояла в том, чтобы подняться на гору с её восточной стороны по Tuckerman Ravine, а спуститься вниз на поезде на запад. Впрочем, из-за того, что с нами был Спарка, а собак в поезд не пускают, мне предстояло вернуться обратно обычным способом пешком. Правда, оказалось, что из-за большого количества снега в Tuckerman Ravine, тропа там была ещё закрыта, потому единственным приемлемым вариантом восхождения на вершину оставалась тропа Lions Head.
Для ночлега с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье я зарезарвировал места на турбазе Joe Dodge Lodge, расположенной в Pinkham Notch у восточного подножия горы возле самого начала тропы, ведущей через Tuckerman Ravine. Высота над уровнем моря в этом месте 619 метров, то есть для восхождения на вершину нам предстояло набрать 1298 метров по высоте, пройдя, если верить указателям, 4,1 мили, или 7 километров.
Первым номером утренней субботней программы была заброска одной машины с восточной стороны горы на западную, что заняло у нас с Ирой полтора часа (45 минут в каждую сторону). Общие сборы тоже слегка затянулись, поэтому в итоге стартовали мы в в 10 утра (я планировал в 9). Первую треть пути до поворота на Lions Head тропа польше похожа на дорогу, так как маршрут к Tuckerman Ravine очень популярен. Много лыжников и сноубордистов, тащащих на себе в гору оборудование, так как на нашем побережье в это время года можно покататься только здесь. Ответвление тропы, обозначенное на карте, как кратчайший способ выйти вверх к Lions Head ("Львиной головой" называется небольшая скала, расположенная выше уровня границы леса к северу от Tuckerman Ravine), выглядело нехоженным, но я не придал этому особого значения. Как оказалось потом, тропа Lions Head существует в двух вариантах, летнем и зимнем (летний обозначен жёлтыми метками, а зимний синими). Я этого не знал и повёл всех по зимнему, который был короче, но круче, к тому же его перестали использовать недели две назад, после того, как открыли летний. С первой попытки я даже проскочил следующее разветвление, так как оно было совсем незаметно. Осознал свою ошибку лишь на мосту через ручей, который мы не должны были переходить. Пока я соотносил в своей голове местность с картой, Тёма уже начал всё в том же бодром темпе переходить мост (доски которого не были сплошными), и провалился ногами в одну из дыр. Вылез он оттуда за доли секунды, но переполох среди всех это вызвало необычайный.
Вернулись к пропущенному повороту. Дальше пришлось идти по почти нетоптанному снегу и даже в одном месте взбираться вверх по верёвке (Тёме этот момент очень понравился, а вот Спарке нет).
Не могу с уверенностью сказать, потеряли ли мы из-за этого какое-то время по сравнению с летним вариантом, надеюсь, что нет.
В конце концов концов вылезли из зоны леса на более пологий участок, где снег закончился.
В этом же месте зимняя тропа соединилась с летней, по которой поднимались все остальные желающие попасть на вершину.
Дальше надо было просто прыгать по камням, что Тема делал с удовольствием и большей частью совсем самостоятельно.
Так как время стало уже поджимать, то мы успели сделать лишь пару коротких остановок чтобы сделать несколько фотографий и осмотреть oкрестности.
Чуть правее по ходу, возвышался каменный конус, покрытый в некоторых местах снежными заплатками, на макушке которого виднелась труба обсерватории - это и была вершина горы. C левой же стороны сверху вниз отрывался живописнейший вид на заснеженную чашу Tuckerman Ravine, на противоложной стороне которой можно было различить маленькие движущиеся точки - фигурки людей, скатывающихся вниз.
Примерно раз в полчаса с вершины горы доносился гудок паровоза, что вселяло в Тёму дополнительные силы, и он резко ускорялся. Мы знали, что последний поезд отходит в 17:30, но очень хотели успеть на предпоследний в 16:30. Потому, когда на последний конусный участок у нас осталось около часа, то стало понятно, что надо поторапливаться.
Тут надо было преодолеть два снежника, метров по 150 каждый. Снег был скользкий, Тёма в нём застревал, пришлось эти два участка нести его на руках.
В дальнейшем надо было опять лезть по камням, тут мы с Динкой взяли Тёму за обе руки и так и прыгали все вместе. Лиля вела Спарку, тот полностью выдохся, да и камни были слишком острыми для его лап.
На вершину выбрались в 16:29, увидели стоящий паровоз и побежали к нему. К нашему удивлению вагон был пуст, а чуть подальше располагался второй паровоз, также с пустым вагоном. Оказалось, что тот второй сломался и запер собой первый. И теперь идёт эвакуация всех пассажиров, приехавших на вершину уже при помощи присланного третьего, которого с нашей точки не было видно, так как стоял он на склоне, и людей туда переправляли через снег по верёвке.
Мы встали в очередь, но места закончились человек за 10 до нас. Поезд ушел. За оставшимися пассажирами обещали прислать ещё один. Прошло минут 30. Поезд появился, и началась посадка. Тут мужик-кондуктор начал грубо выступать, что в первую очередь посадит только тех, у кого есть обратный билет, а до “хайкеров” ему дела нет. Ира, Рома, Лиля и Тёма поднялись вдоль верёвки и зашли в вагон. Мы с Динкой (она решила возвращаться вместе со мной пешком) успокоенные пошли вверх по дороге к вершине, чтобы посмотреть на уходящий поезд оттуда. За это время кондуктор вычислил, что у наших нет билетов, и выгнал их. Благо, что остались места, потому через несколько минут инцидент был исчерпан, и в вагон запустили всех желающих. Тем не менее вся эта нервотрепка слегка смазала впечатления.
Даже медаль за успешное восхождение пришлось вручать не на самой вершине, а на асфальтовой дороге во время ожидания в очереди на паровоз, что, впрочем, настроения Теме не испортило.
Ну а дальше всё было совсем просто. Мы с Динкой спустились (уже по летнему более хоженному варианту тропы) ровно за 3 часа и в 20:30 вернулись в Joe Dodge Lodge . Минут через 15 подъехали все остальные, успев по дороге поужинать.
На следующий день мы прогулялись до ближайшего водопада, после чего поехали домой.
© 1996-2005 Интернет-турклуб имени В.Смирнова. All Rights Reserved under Creative Common License.