Logo
Турклуб им. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам

Выпуск 61. Очистить душу в озере Супириор

Мы живем во эпоху удобств. Безопасность всегда под рукой. Стоит нажать на кнопку, позвонить по телефону - и кто-то примчится и все наладит. Человечество потратило много времени чтобы этого достигнуть. Зачем же самому создавать трудности? Зачем покидать безопасность своего дома, телефона, автомобиля и оператора "Скорой Помощи"? У меня нет на это ответа. Зато есть вот такая история.

Все началось с электронного письма от Джо, которое пришло в наш каяковый клуб. Из письма я узнал что мне брошен вызов. Холодная и дикая северная река Дог. Со сложными порогами которые мне придется пройти. С водопадами которые мне придется обносить, продираясь с грузом сквозь густой подлесок. С еще более холодными восемнадцатью милями озера Супириор в конце маршрута.

Чем длиннее судно, тем выше его скорость. Чем больше его водоизмещение, тем больше еды и одежды можно уложить внутрь. Мой выбор -игровой каяк - был необычен, но у меня были свои соображения. С легким судном проще справится и на воде и на берегу. Его легче вытащить на берег когда кончаются силы. Удобству и скорости я предпочел маневренность и высокую степень контроля. Это и стало первым препятствием - упаковатся как можно легче, но сохранить независимость.

В среду вечером я поставил свою машину перед домом Джо в Гейлорде, штат Мичиган. За несколько минут мы загрузили мое снаряжение на его Форрестер и двинулись дальше на север. Под разговоры о каяках и походах я раз за разом перепаковывал свои герметичные мешки. Мое меню будет легким, но приемлемым: по концентрированной питательной плитке - "food bar" - на завтрак, обед и ужин, плюс овсянка утром и обезвоженное готовое блюдо вечером. За то время пока мы ехали к канадской границе, я еще раз все пересчитал и в итоге уменьшил свой груз на добрых полкилограмма.

Высыпали звезды, но часть неба была прикрыта легкими облаками. Начался восход луны, и небо озарилось призрачным светом. Вскоре мы поняли что свет исходил вовсе не от луны. Джо остановил машину, мы вышли и стали смотреть как северное сияние величественно заполняло собой ночь.

Сначала будто кто-то развесил по небу бело-зеленый занавес. Потом по занавесу полетели вспышки света,слева направо, то пригасая, то разгораясь в бело-зеленую ауру. Сияние росло в размере, занимая собой почти все небо. Потом, так же неторопливо как начиналось, оно уменьшилось и погасло. Зрелище закончилось, и мы двинулись дальше.

Мы провели ночь в городке Вава в доме друга Джо, в компании огромного и очень дружелюбного пса. Утро наступило моментально - я только успел закрыть глаза, и вдруг уже полвосьмого.

Наша группа встретилась в ресторане за завтраком. Девять участников с девятью судами - два шестиметровых "морских" каяка, три открытых каноэ (два оборудованых для порогов, одно - нет), два коротких и широких "creek" каяка (рассчитанных на горные крутопадающие реки), один каяк "общего назначения" и наконец мой игровой каяк. Всех видов и мастей. Я тихо радовался что никто не догадался принести моторную лодку или катер на воздушной подушке.

В девять утра прибыли с местной туристической базы наши водители. План был - всем вместе доехать до базы, переодется в гидрокостюмы, перегрузить все лодки и снаряжение на три автомашины, погрузится самим, доехать до начала водного маршрута и передать автомашины водителям, чтобы они вернулись обратно на базу. База (Naturally Superior Outfitters) расположена на месте впадения реки Мичпикотен в озеро Супириор. А мы вернемся своим ходом через три дня.

Мы ехали по грунтовой дороге, когда здоровенный лис у обочины проводил нас долгим взглядом. Он промолчал, но вид у него был очень скептический...

У реки Дог мы остановились, и вскоре все было загруженно в лодки, проверено и перепроверено. Последний групповой снимок на берегу, и наконец лодки одна за другой соскользнули в воду. Течение было очень слабое, и наша флотилия потихоньку потянулась к проходу между камышами.

Вода была того характерного коричневого цвета который часто встречается в северных реках. Как крепко заваренный чай. Берега были в основном гранитные. Было ощущение спокойной и нетронутой природы. Все продолжало жить по своим законам, мы были просто посетителями.

Первый час прошел без происшествий. Течение убаюкивало мягкими волнами. Наконец, мы прошли под линией электропередач и пристали к правому берегу. Домик невдалеке был последним признаком цивилизации на ближайшие три дня...

Берега поросли елками, березами и толстым слоем мха. Он мягко пружинил под ногами и доходил в толщину сантиметров до тридцати.

Первый порог был совершенно непохож на привычные мне россыпи валунов Западной Вирджинии. Река разлилась и стала похожа на озеро. Озеро было пересечено линией горизонта падения воды, и за ней ничего не было видно. Были, конечно, характерные признаки - холмы за линией заметно ниже, видно только верхушки деревьев. Далекий рев и облако тумана поднимающегося снизу...

Мы пристали к правому берегу и пошли просматривать первый серьезный водопад. "Тихое и спокойное" озеро обрушивалось в каньон с гранитными стенами. Массивная струя отлетала от левой стены и летела в огромный котел внизу. Противоток был такой силы, что он создавал собственные маленькие водопады бьющие против течения. Несколько минут мы стояли, очарованные страшной разрушительной силой перед нами. Потом, без малейших колебаний, мы начали наш первый обнос.

Если вам предоставить выбор, что бы вы предпочли тащить сквозь кусты - шестиметровый "морской" каяк с пятьюдесятью кило груза, или двухметровый, в который больше пяти килограмм просто не влезет? Точно... Я бы тоже ни один, ни другой не стал таскать.

Так оно и пошло - участки спокойной воды чередующиеся с бушующими порогами. Часть из них была проходима, но многие - нет. Мой старый "мокрый" гидрокостюм оказался слишком старым и моментально остывал на ветру, так что я был очень доволен когда очередной порог можно было пройти, а не обносить.

Порог Пинбол выглядел угрожающе. Над верхним сливом застряло упавшее дерево. После этого течение разбивалось на несколько небольших языков, торопливо снующих между острыми гранями изломанных гранитных глыб. В нижней части порога единственный маршрут который давал хоть какую-то надежду выжить проходил вплотную к острому краю большой глыбы. Глыба разбивала поток воды на два, каждый щедро украшенный "петушиными гребнями" - характерным признаком опасных камней под поверхностью. Маршрут между двумя языками выглядел чисто, но ошибатся там было нельзя... Пинбол мы обнесли.

Мы подошли к порогу "Остров" - небольшой островок перегораживал реку, разделяя ее на два ревущих рукава. Правый рукав был мощный но безопасный, с уловом посредине которое казалось простым для остановки. Я прошел порог и попробовал войти в улово, но граница была настолько мощной что меня отбросило в сторону. И хорошо - если в улово так трудно войти, выйти из него может оказатся не легче.

Около восьми вечера мы высадились на левый берег и встали лагерем. Я зажег свою спиртовку, затем нашел пару деревьев чтобы повесить гамак. Было облачно, вечер был теплый, и первые комары приветствовали меня своей песенкой, подлетев перекусить у меня на шее. Ни у кого не было сил на разговоры, так что мы повалились спать. А может нас убаюкал рев воды...

Под утро облака разошлись и мой гамак оказался не таким теплым как мне бы хотелось. Но скоро взошло солнце, и даже мое речное снаряжение почти высохло. Я быстро позавтракал, как мог размялся на берегу и вернулся в воду, сразу в первый порог на сегодня, и сплав возобновился.

На одном из обносов Берри поскользнулся и не смог удержать свой "морской" каяк. Тяжелая зеленая лодка соскользнула с откоса и вошла в воду. Берри был готов прыгнуть следом, но здравый смысл победил. Я был уже в каяке и близко, так что я бросился догонять. Оказалось совсем нелегко толкать к берегу лодку которая весит больше чем мой каяк и я вместе взятые. Я старался изо всех сил когда кто-то слева крикнул "Отпусти!". Я оглянулся - следующий водопад был метрах в шести за моей спиной. Бросив "морской" каяк на произвол судьбы, я рванул к берегу.

Это было величественное зрелище. Зеленая лодка, плавно покачиваясь из стороны в сторону, подошла к краю. Застыла на мгновение и нырнула вниз - настолько круто, что нос застрял в камнях и лодка встала под углом, указывая в небо как огромный зеленый фаллический символ.

Когда возбуждение улеглось, я заметил насколько я замерз. Что там застрявший каяк - мне нужен был костер! Я вылез на берег и глядел, дрожа, как Крис переправил веревку на другую сторону. Мы взялись за веревку, и вскоре злополучный каяк кувыркнулся вниз.

Теперь мне уже точно нужен был костер и перекус - и быстро! Но поблизости не было подходящей стоянки, и мы решили пройти еще один порог. Хотя первый слив был слишком опасен, все остальное выглядело проходимым. Пэт и я перетащили наши лодки через гранитную стену и спустили их на воду. План был - держаться правой стороны на всем протяжении порога, этот маршрут казался наиболее безопасным. Я следил как Пэт прошел мимо первой бочки, мимо второй, и вдруг его каное бросило влево, на самую середину течения. Было трудно определить кто принял это решение - Пэт или река - и я решил не менять исходного плана.

Первую пару сливов я прошел благополучно. И вдруг прямо передо мной вознила приличных размеров бочка. Времени маневрировать уже не было, да и скорость была слишком высока. Я сделал единственное что успел: Сильный гребок вперед и перенос центра тяжести к носу. Меня с головой накрыло пеной. Я почувствовал как задирается нос лодки и приготовился к "битью". Но вместо этого нос лодки вернулся вниз, и каяк выскочил из бочки. Правда он при этом перевернулся, но худшее было позади. Я сделал "Эскимосский переворот" и подошел к берегу.

А там уже пахло дымом! Я выкарабкался из лодки, наскоро подобрал охапку сушняка и потрусил к костру. Вскоре мой гидрокостюм испускал клубы пара, а в желудке грелся "food bar". Жить стало лучше, жить стало веселее!

Новый порог, новый вызов. После мощного слива, большая часть струи формировала мощный язык который врезался в левый берег, наваливаясь на него и формируя высокую "подушку". Справа от языка была большая бочка; с левой - огромное улово с сильно вращающимся течением. Трюк заключался в том чтобы соскочить с языка как раз вовремя чтобы проскользнуть между бочкой и подушкой. На этом пороге перевернулись и не смогли встать два судна, но оба благополучно выплыли, даже не потеряв ничего из снаряжения.

После тяжелого обноса мы просматривали потенциально проходимый порог. В нем было два слива. Падаяющая с первого слива вода формировала две бочки: Одна среднего размера по центру и другая, с виду спокойная, а на самом деле - глубокий котел. Следующий слив порождал бочку во всю реку, которая выглядела опаснее всего под левым берегом, да и в центре ненамного лучше. Единственный проход был под самым правым берегом. Я долго на все это глядел, пытаясь оценить степень риска и возможные последствия. В это время Крис влез в свой "Rockit" и прыгнул в воду.

Его выводы отличались от моих. Вместо того чтобы проскакивать между бочками первого слива, он попытался перепрыгнуть через котел справа. Мы смотрели как его лодка ускорилась... Спрыгнула со слива... Замедлилась... И ее потащило обратно в котел! "Rockit" на мгновение исчез из виду, потом взлетел в воздух и снова исчез... Крис замахал веслом как безумный и каким-то образом умудрился перескочить через границу котла. Он высадился на правый берег чтобы прийти в себя, и второй слив решил обнести.

Еще один "островной" порог - и снова мы выбираем правый канал. После первого слива, течение проносится сквозь бочку и разделяется надвое, обходя остров с двух сторон. Джо сказал что левый рукав слишком мелок для прохождения, и мы прошли правый рукав.

В центре правого канала была опасная с виду бочка, но ее можно было обойти под правым берегом. После этого, мощный язык проходил в опасной близости от нависавшей над ним скалы, и в конце концов падал в спокойный "бассейн". Я вошел в улово рядом с языком и подавал веслом "стой-иди" сигналы для остальных.

После того как река повернула налево, мы увидели новый порог. Под левым берегом было удачно расположенное большое улово - порог можно было просмотреть не вылизая из лодки. Река спускалась все ниже, поворачивая налево. Потом она падала со следующего слива с неприятным нагромождением камней в центре но чистым слева, со среднего размера бочкой ниже по течению. Джо уже вылез из своей лодки, и когда я проходил среднюю часть порога, он знаками посоветовал мне проходить последний слив под самым левым берегом. Я проскользнул по сливу под углом, вошел в улово под левым берегом и стал показывать остальным куда идти. Когда Энди подошел в своем красном "морском" каяке, я встретился с ним глазами и указал в сторону самой безопасной части слива. Он кивнул, но вдруг его каяк резко развернуло направо и понесло к необливным камням в центре. Нос его лодки навис над сливом и остановился. Энди застрял, его лодка нависла над сливом где-то на метр. Мы с Пэтом пошли против течения чтобы приблизится к нему. Это оказалось не так-то просто, но в конце концов моя скорость оказалась чуть-чуть выше (еще раз доказывая преимущества каяка над открытым каноэ).

Улово под сливом оказалось слишком глубоким и бурным чтобы вылезать из лодки, и я приостановился чтобы восстановить дыхание и выяснить что Энди собирается делать. Он выглядел вполне уверенно и резко двигался вперед-назад, пытаясь освободить лодку. Наконец лодка съехала со слива и Энди оказался на свободе.

После очередного непроходимого порога мы увидели маленький ледник на левом берегу. Какой-то деловитый ручеек работал несколько месяцев чтобы создать эту ледяную скульптуру. Она висела под гранитным склоном левого берега, закрытая камнем от солнца. Наверно не растает до конца июня...

Наконец мы вышли из каньона. Река успокоилась, легонько поворачивая направо-налево между холмами. После двух дней сложных порогов мы продолжали напряженно всматриватся вперед в ожидании новых сливов.

Вдруг вдалеке что-то мощно всплеснуло. Тяжелое темное тело пересекло реку, двигаясь неуклюже, но довольно быстро. Потом лось вылез из воды и исчез в подлеске.

Через какое-то время, река подошла к концу. Она снова походила на озеро, окруженное холмами со всех сторон. Только... В одном из холмов была трещина, метров в шесть шириной. И озеро выливалось в эту трещину. Водопад Деннисон. Самый тяжелый обнос и самое красивое зрелище на всей реке. На сегодня гребля была закончена.

Мы лезли выше и выше через подлесок, то толкая лодки перед собой, то втаскивая сзади. И все время нас сопровождал рев воды.

На протяжении около полумили, река прорывается сквозь узкий каньон. Потом каньон раскрывается и вода, превратившись в белую пену, каскадами слетает с отвесных стен. Мощь необычайная.

Мы встали лагерем напротив главного каскада. Каждый подготовил себе ночлег - водонепроницаемые "bivy", Энди и Берри поставили палатку, а я повесил свой гамак. Но никто особенно не торопился. Мы проговорили до поздней ночи, обмениваясь историями и маршрутами. Наконец пришла пора укладыватся спать. Опыт холодного утра не прошел даром - я поместил теплоизолирующую прокладку внутри спальника, надеясь что так будет теплее. Через час я понял что так дело не пойдет. Небо очистилось, высыпали звезды, и температура упала существенно ниже нуля. Через несколько минут я забыл о гордости, выполз из гамака и поплелся к палатке Энди и Берри. Они оказались очень довольны моим приходом - Энди умудрился намочить свой спальник, и он спал в гидрокостюме под "аварийным" металлизированным одеялом. С моим приходом в палатке стало теплее.

Утром мы согрелись на солнце и начали вторую половину обноса. Большую часть пути мы тащили лодки за собой по земле, но в одном месте их пришлось спускать со стены на веревках, а потом спускатся самим. Постепенно наш вид на водопад изменился - теперь мы были у его подножия, зрелище еще более впечатляющее.

Вскоре мы вышли к реке. Пороги кончились, и резвый поток который понес нас на юг. Мы разделились на три группы: Энди и Берри останутся еще на один день у водопада, а потом проведут несколько дней путешествуя вдоль берега Супириор; Крис, Джо Браян и я пересечем восемнадцать миль озера которые остались до наших автомобилей; Пэт, Рич и Джей последуют за нами, но открытые каноэ идут медленнее, и им придется заночевать на берегу озера.

В час дня мы вышли из устья реки и повернули влево, в сторону Вавы. Было солнечно, и легкий попутный ветер гнал нам вслед невысокие волны. Наши лодки, соскальзывая с попутных волн, шли легко и быстро. Через час мы остановились перекусить на маленьком песчаном пляже, закрытом с трех сторон отвесными стенами.

Следующие несколько часов прошли без особых происшествий. Правый гребок, потом левый гребок. Ветер постепенно усиливался, и волны росли. Около шести вечера мы прошли мимо индейской резервации - там тоже можно оставлять машины на время похода. Наше место назначения приближалось.

Постепенно погода ухудшились. Ветер еще усилился. Волны выросли метров до двух стали налетать со всех направлений сразу, превратившись в беспорядочную болтанку. Мой каяк то взлетал вверх то падал вниз вместе с волнами. С каждой минутой становилось труднее выдерживать курс. Спину стали сводить судороги, и рассчитанные на пороги жесткие упоры пережимали ноги. Остальные каяки превратились в еле заметные точки больше чем в миле впереди. Казалось это длилось много часов, на самом деле - около полутора. Наконец я обошел мыс - и увидел огромный спокойный залив, простиравшийся на мили во всех направлениях. Вдалеке что-то шевельнулось - это Джо решил подождать пока я обойду мыс. Я попытался вспомнить очертания берега которые были видны из туристской базы. Я помнил что мы должны были обогнуть мыс с маяком, но не помнил расстояния от маяка до базы. Мы двинулись влево, к ближайшему строению. За те двадцать минут что у нас заняло его достичь, моя спина уже жаловалась вслух.

Потом мы услышали лай собаки и развернулись чтобы спросить дорогу. Мы встретили пожилую пару, и наш разговор начался с фразы "Вы совсем заблудились"...

База была не так уж далеко. Ее даже можно было разглядеть невооруженным взглядом. Нас разделяла только вода залива. Две с половиной мили воды...

Это был самый тяжелый для меня переход. Посредине залива снова возникли беспорядочные волны. Правой... Левой... Правой... Левой... Домик прямо по курсу моей лодки никак не хотел расти.

Ты больше не можешь грести. Нет сил поднимать весло. Нет сил сжимать рукоятку. Тело отказывается подчинятся. Ты понимаешь что провел в воде слишком долго. Ты знаешь что слишком устал и слишком замерз чтобы идти дальше. Твой взгляд останавливается на пузырьках воздуха на поверхности воды. Они движутся мимо, но медленно. Слишком медленно... Иногда ты слышишь отзвуки голосов, но не можешь различить слова. Мозг отказывается подчинятся. Но выбора нет. И ты продолжаешь окунать лопасти весла в воду. Левой... Правой... Левой... Правой...

И наконец переход закончился. Я почувствовал как каяк сел на плоский камень около берега и подождал пока подойдет волна и перенесет меня через него. Три волны, одна за другой, вынесли меня на песок. Потом я медленно отстегнул юбку и выполз из каяка. Я несколько раз пошатнулся, потом способность ходить восстановилась - более или менее. По берегу прогуливалась собачка, она взглянула на меня и заскулила...

Потом я попал в помещение. Было печенье, горячий шоколад и - о да! - горячий душ. Девушка-проводник взяла меня за руку, и ее прикосновение обожгло. Никогда не представлял что горячий шоколад может быть настолько вкусным!

Мы переночевали в местном мотеле и утром двинулись обратно на юг. Дорога была необыкновенно красива: ее постоянно пересекала гранитные каньоны с водопадами, и мы все время останавливались для фотографирования. Наше северное приключение окончилось.

Река Sand

Река Montreal

Река Chippewa

Материал подготовил - Борис Глик
Редактор "Weekly"   -     Вадим Учитель

Ваш отзыв:
Имя:    E-mail:

или   почитайте, что пишут другие.