Турклуб им. B. Смирнова   |   Weekly - все выпуски   |   Напишите нам

Выпуск 89. Восхождение и сборы на Mt.Baker Мay 24 - 26, 2003. Продолжение. Начало в выпуске 86.

Вступление Один рассказ Другой рассказ Еще один рассказ Фото

Материал подготовил Миша Цельман

Предисловие.

Все события, описанные ниже, возможно не произошли, а лишь были увидены мной во сне. Так что если кому-то покажется, что всё было не так, то значит вы смотрели другой сон.

Отъезд.

Выскочил с работы. Метро до дома. Схватил баул, швырнул в такси, приехал в аэропорт. Сидим в самолете. Воздуха нет. Буквально. Пилот объявил, что воздуха не хватает, чтобы завести двигатели! Через час привезли воздух, и мы полетели. Прилетели вовремя. Значит из Нью Йорка до Сиэтла можно на час быстрее летать! Почему не летают?

Встреча.

Аэропорт, баул, Дима Еремин, Ира Закс, Ростик, и другие. Наших легко определить по тельникам и рюкзакам. Кто-то не приехал и так и не приедет. Ладно, познакомимся в другой раз. Начальник в рубашке и с чемоданом прикатил. Взяли вэн. Погрузились и поехали к Сереже и Саше. Гостеприимство на самом высочайшем уровне! Спасибо! Дегустирование блюд и напитков. Потихоньку подъехали все, а некоторые тем временем шумно отъехали в царство Морфея.

Утро.

Погода - класс! Вставать рано легко - я ещё на Нью Йоркском времени. Выехали быстро. По дороге закупились всем необходимым для "до", "во время" и "после". Приехали. До официального начала тропы не доехали метров 200. Снег ещё не стаял. Неплохо. Парковка у мостика через живописный бурлящий ручей. Воздух - хочется набрать полные легкие и увезти с собой в Нью Йорк. Сортируем снаряжение. Что брать. Что оставить. Кто с кем хочет и кто с кем будет спать. Веревки. Пикеты. Палатки. Еда. Еда. Примусы. Примусы. Примусы (их у нас было много). Распихали все по рюкзакам, что не влезло - навесили снаружи, и вышли. Девчонки вышли первыми и решили гульнуть на сторону. (Ну, пусть они сами расскажут, как и что.) Главное, что они нас потом догнали, а мы их дождались. После - шли все вместе, хоть это было и не легко (идти - не легко.) Вышли из зоны леса на снежный склон. Погода пока держалась, хотя небо начало заволакивать. Передохнули и пошли вверх по склону. Вышли на гребень. Вот тут-то нас и накрыло. Сперва закапало несильно. Налетел туман. Я решил пока Gore-tex не одевать - уж больно в нем жарко ходить. Это была ошибка - минут через 10 ливануло как следует. На уже наполовину мокрый флис натянул Gore-tex. Стало комфортней. Свернули влево с хребта на снежное поле, переходящее в крутой снежный склон метров 200+ высотой и уходящий влево-вверх в туман. Какая-то пара аборигенов шла впереди нас и уже была на склоне. В морду все ещё не хило хлестало. Командир сказал - стоять будем здесь. Скинули рюкзачки, достали лопатки и быстренько согрелись, разравнивая площадки под палатки. Довольно скоро палатки стояли, дождь шёл, отставшие и заблудившиеся подползали... Утро тихонько и незаметно перешло в вечер.

Вечер.

Разговор в палатке. Передается в вольной интерпретации - "по запомнившимся ощущениям"
"Надо бы покушать."
"Сейчас, дай я достану свой примус."
"Нет, лучше я свой достану."
"Ребята, а вот у меня тут тоже горелочка есть: вот так складывается и раскладывается...."
"Класс! А что кушать-то будем?"
"Ну, это ваш завхоз должен вам сказать"
"А ты что, не завхоз?"
"А я в другой группе завхоз!"
"Давай нашему завхозу покричим."
Кричим завхозу. Никакого съедобного результата... Идти к нему в дождь - ломает. Да и продукты всё равно не у него. А у кого - хрен его знает.
"Я же говорил надо по палаткам питаться и питание распределять"
"Давайте поедим чего нибудь..."
"Вот тут у меня Кампморовский барбекью цыплёнок"
"Давай его сюда - будем делать "барбекью-суп."
Примус горит, вода кипит, запах барбекью, едят все, даже те, которые барбекью соус терпеть не могут.
"Теперь чайку. У меня отдельная кастрюлька под это дело."
"Ну вот. Можно жить."
Пожили чуть-чуть, и захотелось наружу. Дождь практически прекратился. В других палатках, судя по звукам, тоже что-то ели. Или уже съели. Меня потянуло в сон, и остаток вечера я помню плохо. Лёг в спальник и почти сразу уснул. Сквозь сон слышал песнопения. Потом мне приснилось, что за мной пришла Ирка и звала петь песни. Оказывается, это мне не приснилось, а так оно и было. Но я этого не знал и продолжал спать до самого рассвета.

Снова утро.

Дождь. Дождь с ветром. Дождь, но уже послабее. Не вылезая из палатки сварганили завтрак. Получилось. Пришёл начальник, забрал кофеварку. Ну и ладно. Мы с Игорем все равно кофе не пьём, а Боря решил сперва чайку с нами хлебнуть, а потом пошёл сам правильный кофе делать. Вроде дождь прошёл. Вылезли. Мимо нас протопал странный мужик - в одиночку - и утверждал, что у него с собой канистра с пивом. Мы потом его на леднике встретили. Он бродил между трещин и в конце концов свалил вниз. Наверное, заброску канистры на маршрут делал, и где-то там её припрятал. Иначе объяснить его действия довольно сложно.

Выход.

Начальник посмотрел на часы, посмотрел на небо, опять посмотрел на часы, и опять на небо. Грустно глянул вслед мужику с канистрой пива и объявил выход до "докуда дойдем". Быстренько собрались и медленно пошли. Ну, некоторые пошли чуть быстрее, а некоторые чуть медленнее и вот, преодолев снежный взлет, который преградил наш путь вчерашним вечером, мы увидели широкое поле ледника, скалы вдали, чьи-то палатки, и поняли, что это и было предполагаемое место ночевки, до которой мы немного не дошли вчера. Снег был местами глубокий, ноги увязали, шли не быстро. Туман. Дождя вроде не было. Когда подошли к горе поближе, появился непрочный наст. Стало ещё неприятней. Я некоторое время шёл впереди. Чьи-то глубокие следи были ненадежны, но оказалось довольно удобно идти по соседним следам, сделанным снегоступами. Они спрессовали снег, и я гораздо реже проваливался через наст. Вскоре двое участников решили, что получили достаточную дозу "снега, солнца и воды" и решили свалить к лагерю. Что у них и получилось. Оставшиеся аккуратно перейдя несколько закрытых трещин, мужественно бросились на выкручивающийся снежный склон. Шли тесным паравозиком регулярно меняя первого - бьющего ступени. Чем выше, тем сложнее бить ступени - наст все тверже и требует неслабого удара ногой. У меня время от времени сводит мышцы на ногах. Неприятно. С этой своей проблемой я борюсь уже давно, но пока безуспешно. В первый выход это происходит почти всегда. Надо просто перетерпеть. Ирка, по-моему, бьет ступени дольше всех и выводит нас на гребень. По гребню проходим совсем немного и останавливаемся отдохнуть, подумать, пофотографировать. Время - около 4 дня. На альтиметре 2900+м (высота mt. Baker 3285м). Погода улучшилась. Ветер разогнал туман, и хорошо видно вершину на фоне голубого неба. До вершины - широкий, длинный и прямой снежный склон. Не круто - по виду - градусов 30 от силы. Однако - кому лениво, а кто устал, но народ решает валить вниз. Дима Я., Наташа и я решаем дойти до вершины. Прикидиваем, что в лагере будем к 9 вечера. Терпимо. Не задерживаясь, вышли. Сперва идем без кошек, но вскоре наст становиться слишком жестким. Одеваем кошки. Идем вверх. Как по часам - или точнее по альтиметру с перевалом 3000м у Наташи - признаки легкой горняшки. Поговорили. Вроде состояние нормальное. Она без рюкзака. Идет в хорошем темпе. Идем дальше. Поднимаемся зигзагом - так легче, чем лупить на передних зубьях. Время от времени налетают туман и облака, но как только я задумываюсь о повороте назад - ветер разрывает облака, и видимость прекрасная. Тем не менее регулярно замечаю на компасе направление спуска. На всякий случай. И вот ещё несколько усилий, и мы на вершинном плато. Ярко выраженной вершины нет. Просто футбольное поле, которое местами чуть выше, местами чуть ниже. На альтиметре 3279м. Учитивая калибровку/давление и точность +/-5м решаем, что мы на вершине. Похоже, что все вокруг ниже нас. На часах 17:35. Очень неплохо. Фотографируемся. Ветер весьма не хилый. Пока есть видимость - валим вниз. Обратный путь находим легко, хоть и спускается туман. Весь спуск по пути подъема. Доходим до места, где основная группа повернула назад. Теперь спуск с хребта. Натоптанные вверх ступени разбиты и подмерзли. Крутую часть спускаемся на четвереньках лицом к склону - так мне показалось безопасней и быстее в тех условиях. Спустились. Сняли кошки - без них легче и быстрее. Немного расслабились, пофотографировали. Все трудности позади. Последнее плато перед спуском в лагерь. 8 вечера. Включаю рацию. Связываюсь с лагерем. Пусть ждут нас через полчаса. (С вершины я тоже пробовал связаться, но услышан не был). В 8:30 вечера - мы в лагере. Чаек, супчик и прочие жидкости уже готовы и мгновенно поглощаются. Для Димы и Наташи это первая настоящая гора. Очень за них рад! Теперь можно поздравить!

И еще вечер.

Таки умудрились втиснуть 10 человек и гитару в 2+местную палатку. Песенки попели. Я даже за гитару подержался и по струнам поударял. Всем хорошо! Сидели поздно. Погода вроде наладилась. Решено: с утра - на восхождение. 6 человек на North Ridge. Остальные на Coleman-Deming, куда мы с Димой Я. и Наташей только что сходили. На North Ridge вставать надо рано. Командир предложил З утра. Я уломал его на 4, учитивая что уже была полночь. Игорек - молодец - перед тем как лёг, натопил воды на завтра на нашу связку. Связки определились с вечера. Д.Е. + Р.Б., Д.Я. + Н.С., И.С. + М.Ц.

Утро!

Проснулся по будильнику. Снаружи - темно. Между мной и Игорем спит Боря. Если он и слышал нашу возню, то вида не подал. Ещё лежа в спальнике, высунулся в тамбур, приготовил еду. Поели, попили чай. Рассвело. Собрали железо. По 3 снежных пикета и по 6 ледобуров на связку. Веревку мы с Игорем взяли мою - "половинку" (8.1мм Beal Ice-Line). Веревка легкая и удобная. Но с оговорками: по ней не стоит жумарить (очень сильно динамическая) и не надо падать с фактором падения 2 (на это она просто не рассчитана). Но для движения по леднику и для одной короткой ледовой стенки она - в самый раз. Вышли около 6. Точно не помню. Идется довольно легко. За ночь снежный покров хорошо промерз, и там, где вчера месили глубокий снег, сегодня твердая надежная корка - не проваливаешься. Вскоре связались, одели кошки, достали ледорубы и пошли влево, на траверс ледника под горой. Неожиданное препятствие в виде скального контрофорса. Спускаемся по крутому снегу с переменной страховкой через ледоруб, в обход контрофорса. Под нами трещины и сераки нижнего плато ледника. Метров 200 горизонтали и выходим к основанию длинного, крутого снежного склона (40-45 градусов я думаю). Склон широкий, так что можно двигаться параллельными связками. Идем одновременно, на скользящих промежуточных точках (пикеты). Точнее не идем, а лезем - с двумя инструментами. В нашей связке - первые 4 веревки - Игорь. Использовал 3 пикета. Теперь моя очередь. К 3-ей веревке выполаживается. Ещё немного и останавливаемся у камушка отдохнуть, попить водички, перекусить. North Ridge уже совсем рядом. Нависает над нами. На часах: полдень. Перекусили чем бог и завхоз послали. Я ещё высосал пакетик "GU". Стало хорошо. Но пора идти. Выбрали линию подхода под стенку. Пошли как прежде - 3-мя связками, но без промежуточных точек. Совсем близко к стенке стало покруче и пожестче. Сперва вышел Дима Е. Закрепился на паре буров. Потом подлез я. Встал на ещё один бур. Потом приняли остальных. Из этой точки под стенкой и решили штурмовать ключ маршрута - ледовую стенку высотой в метров 20-30, которая является краем толстой ледовой шапки, покрывающей вершину Мt. Baker. Просматривались две линии подъема. Одна шла влево-вверх, а затем уходила чуть вправо (верхняя часть видна не была и потом оказалась весьма нетривиальной), и другая, начинающаяся метрах в 3-х правее, уходящая сперва вверх-вправо-вверх по ледяной полке и потом по системе ледяных углов и каминов почти прямо вверх. Связки Д.Е. + Р.Б. и М.Ц. + И.С. решили идти левую линию, а связка Д.Я. -- Н.С - правую. На этот момент мы все ещё придерживались тактики движения независимыми связками (две левые связки собирались пройти маршрут по очереди).

Стенка.

Почти одновременно оба Димы начали лезть. С этого момента я концентрировался только на линии Димы Е. и о приключениях Д.Я. узнал намного позже. Д.Е. прошёл пару буров, Ростик его страховал, а я поснимал немного на видеокамеру. Дима пожаловался, что лёд не очень приятный - легко скалывается наружный слой - молотки держат не очень. Однако пролез ещё немного и сделал станцию постоять, отдохнуть, подумать, посмотреть дальше. В это время я задумал попробовать вариант линии чуть левее Димы, но ему сверху показалось что там хреново, и я передумал. Вместо этого Дима предложил мне пролидировать до него, используя его буры. Так я и сделал, вщелкивая свои оттяжки в его буры, так что наши веревки шли через независимие карабины. Я подошёл к Диминой станции, и он предложил мне дальше идти первым. Что я и сделал. По виду рельеф не представлял большой сложности. Довольно крутая ледовая линия верх и вправо, и за ней, казалось, есть несложный снежно-ледовий выход на верхнее плато. На самом деле все оказалось не совсем так. Первые несколько метров были сравнительно несложными - хороший лёд, буры идут отлично, инструменты держат хорошо. Затем удобная линия стала сужаться - с левой стороны появился плотный снежный занос, над ним в метре-полтора сверху нависала ледовая губа, уходящая вправо-вверх параллельно моей линии движения. Справа, почти вертикальный лёд уходящий вверх на слегка нависающую стенку. Губа слева и стенка справа постепенно сходились во внутренний угол, к которому я и полез. Там выход наверх казался наиболее логичным. Снег, или, точнее, фирн, налипший на крутой лёд слева, оказался крайне неприятным - инструменты его резали и не держали. Копать до льда было нетривиально. Я поставил один бур на лёд правой стенки, но уходить на неё полностью не хотелось. Попросил Диму меня закрепить. (К этому моменту меня уже страховал не Игорь внизу, а Дима Е. со станции. Почему - я тогда не знал - просто Дима сказал мне, пока я лез, что он меня стахует). Подумав и попробовав разные варианты, я пришёл к следующей тактике подъема: правый инструмент работает на льду на стенке, а левый я втыкаю в фирн древком до упора в лёд (сантиметров 20) и, давя строго вниз (на себя нельзя - снег не держит) поднимаю ноги на уровень левого инструмента. Какая-то скалолазная техника получается. Сделал так пару шагов, закрутил ещё один бур в лёд под фирном и уперся в угол. Стоять тут совсем хреново. Сверху чуть нависает, а молотки не держат. Попобовал выйти на стенку направо - отколол громадную льдину, получил ею по коленке и передумал. Единственный выход - на губу - налево-вверх. Между губой и фирном - примерно метр пустоты/нависания. Решился. Поднялся как можно выше, вбил понадежнее инструменты, подтянулся, подтянул ноги и с облегчениём поставил кошки на самый краешек ледовой губы. Все ещё очень ненадежно - стою сильно скрючившись. Переставляю молотки повыше - очень аккуратно - лёд скалывается и потерять баланс в этом месте означает достаточно длинный свободный полёт - последний бур довольно далеко справа/снизу от меня. Наконец выпрямляюсь и осознаю, что пролез. Кричу Диме, что все в порядке. Вижу чуть выше по склону приличное место для станции и выхожу к нему оставшиеся 7-8 метров по крутому снегу/фирну. Справа от меня ледяная стенка метр высотой. На ней и устраиваю станцию. Вкручиваю 2 оставшихся бура. Плюс в фирн полностью вбиваю один из молотков. Три точки готовы - ставлю станцию в расчете, что сейчас я быстренько приму Игоря, а потом подлезут Дима с Ростиком. Однако все опять оказалось совсем не так. В это время я глянул на часы - было примерно 3:30. Я прикинул, что максимум через час все будут наверху. До вершины - 300 вертикальных метров по относительно пологому склону - ну ещё час-полтора, так что к 6 на вершине и к 8:30-9 - в лагере. Чуть поздновато, но не хуже чем вчера. Тем более - погода отличная. Все в порядке. Немного померзнув, покричал Диме - почему никто не лезет? Тут я впервые узнал, что лезет Наташа, и что Дима Е. принимает всех сперва на свою станцию. Ну, я сильно задумываться не стал и решил погреться на солнышке. Занялся благоустройством своей станции. Выбил хорошую полочку, чтоб удобнее стоять. Повесил рюкзак поудобней. Достал и приготовил камеру. Попил-поел. Никто не идет. Ноги начали подмерзать. Помахал ногами - стало лучше. Тут вдруг задуло. Сперва несильно. Достал и одел флис. Пока переодевался - задуло сильнее. Покричал вниз. Слышно плохо, но ясно, что кто-то куда-то лезет. Прошёл как минимум час. На втором часу Дима спросил закреплена ли веревка и может ли он ей воспользоваться как перилами. Я сказал что закреплена. Веревка натянулась, и вскоре послышалось шевеление где-то за перегибом. Однако так никто и не появился. Что-то там не получалось. Жумарить на одном кулачке по тому рельефу явно было неприятно. (Да и не предполагалось). Я покричал Диме, что я его буду выбирать, чтобы он просто лез на двух инструментах. Так и попробовали. Однако на перегиб он не вышел - соскочил. Я опустил его так, чтобы он мог закрепиться. Тут я должен заметить, что ATC очень плохо держит 8.1мм веревку - проскальзывает. Надо было на Мутнере страховать.  Опять закрепил веревку. После этого Дима вылез на двух инструментах и кулачке. К этому моменту погода серьёзно испортилась. Небо заволокло, сильно дуло, и время от времени окатывало снежной крупой - то ли снег уже начался, то ли порывы ветра метали остатки ещё не смерзшегося снега на предвершинном плато. Было уже совсем не до фотографирования, но я все-таки щелкнул пару фоток вылезающего Димы. С того момента, как я вылез на верх прошло более двух часов. Я думаю было около 6 вечера.

С Димой.

С приходом Димы Е. мне стало гораздо теплее. К тому моменту я уже понял, что засветло мы не вернемся, но все ещё надеялся, что дойдем до темноты до вершины, а спуск я помнил точно по вчерашнему восхождению. Времени выяснять, почему всё так было медленно не было - я что-то у Димы спросил, он что-то ответил, я принял к сведению. Дима принес вторую веревку - более толстую и удобную для перил, которую мы тут же и закрепили на станции. Не задерживаясь, крикнули "Наташа! Давай!". Постепенно веревка нагрузилась, и мы стали ждать. Время шло, а Наташи видно не было. Веревка то нагружалась, то разгружалась. Ветер был приличный, так что общаться с Наташей было невозможно. Начало темнеть. Тем временем Дима, который знал, что у Дими Я. и Игоря были проблемы, рассказал мне вкратце ситуацию и попытался выйти наверх на свободном конце веревки, чтобы посмотреть, как там наша отделившаяся связка. Уйдя на максимум свободной веревки, он ничего не увидел и спустился обратно. Наташа все не появлялась. Было похоже, что она совсем недалеко - возможно под самим перегибом или чуть ниже. Из свободного конца веревки я связал лесенку - навязал петли и, закрепив, сбросил вниз к перегибу. Это должно было весьма облегчить переход через перегиб. Однако, видимо, до этого места Наташа ещё не дошла. Тогда Дима спустился по этой веревке к перегибу и, видимо увидев Наташу, стал её подбадривать. "Давай! Давай! Двигайся! Ещё немного!". Так потихонечку Наташа оказалась с нами. К этому времени прилично стемнело. Было часов 9 вечера, может позже. Следующий - Рост. Сперва веревка была не нагружена - видимо Рост разбирал станцию. Потом нагрузилась, и мы стали ждать. В этот момент Дима предложил мне попробовать подойти к ребятам с параллельной веревки (Д.Я. и И. С.) и попытаться оказать им помощь, если ещё надо. Я ввязался в свободный конец толстой веревки и начал траверсировать вверх-влево в сторону ребят. Однако сильный ветер со снегом в лицо и темнота (фонарик у меня был, но не сильно помогал) не позволили уйти далеко, а разглядеть что-либо дальше своих молотков не удалось. Вернулся. Ростика все ещё нет. Прождали ещё некоторое время - так ничего и не происходит. Тут я вспомнил про рацию!!! Плохо! Надо было давно включить. Сразу же услышали наш лагерь - по моему первыими на связи были Ира и Саша. Стали описывать ситуацию. Они сказали, что Ростик с ними уже связался (оказывается, у него тоже была рация), и что он слетел с полки и висит на вертикальной стенке и не может подняться. Почти сразу удалось связаться с Ростиком. Он сказал тоже самое - что он на вертикали и подняться не может. Не получается. Попросил, чтобы мы его вытащили метров на 5 полиспастом. Мы с Димой стали вязать полиспаст. У меня были тиблок и ролик для полиспаста (ролик самый простой - надо на карабин одевать). Сразу же пустили их в дело. Для З-х кратного полиспаста места не хватало. Решили, что одного блока с роликом  будет достаточно, учитывая, что нас было трое. Вроде наладили систему, и попробовали тянуть. Получалось не очень (вернее получалось совсем хреново). Решили, что проблема в том, что рядом со станцией веревка прегибалась через ледяной выступ. Переставили часть станции, перевязали всю систему. Периодически связывались то с Ростом, то с ребятами в лагере. Ему явно было не сладко. С новой системой сперва, казалось, пошло неплохо, и мы слегка продвинулись. Однако, вскоре все перестало двигаться вообще. Веревка просто не шла, хоть мы и тянули втроем всем весом. (Хорошо что станция была надежной.) Как потом оказалось, все промежуточные точки были все ещё встегнуты в обе веревки и трение на перегибах в карабинах в оттяжках (а маршрут слегка петлял) убивало все наши усилия. Конечно, учитивая что было две веревки, одна должна была быть закреплена как перила через точки, а другая должна была быть спрямлённой и использоваться для дополнительной страховки и вытягивания. Но об этом - ниже. Итак, всеми нашими усилиями в течении неопределенного промежутка времени нам удалось поднять Роста меньше, чем на метр. К сожалению, при этом мы подняли его с полочки, на которой он мог хотя бы часть своего веса переносить на ноги. Теперь он полностью висел в обвязке, и постепенно у него начали затекать ноги. Сперва мы ещё пробовали его поднять, но вскоре Ростик взмолился по рации с просьбой опустить его обратно на полочку. Для этого нам надо было разгрузить часть веревки в нашей системе, чтобы освободить тиблок, удерживающий натяжение. Мы очень старались. Были испробованы пруссики и разные другие узли для перенесения нагрузки, однако проблема состояла в том, что мы не могли вытянуть веревку даже на несколько сантиметров, чтобы перенести нагрузку на пруссик. Рост в это время подавал плохие признаки по рации - ему становилось хреново. Решили: я дюльферяю к Росту и уже на месте решаю, что и как можно сделать. Я думаю, в это время было около полуночи.

Ночь.

Привязался. Навязал верхний и ножной пруссики и поехал на спусковухе вниз. По дороге выщелкнул, где смог, Pостиковскую веревку из промежуточных точек. Выщелкнть везде было нельзя, т. к веревка натянута. На самой верхней точке был сильный перегиб, и выщелкнуть её не удалось. К ней мы ещё вернемся. Спустился к Росту и завис рядом с ним. Его действительно снесло на вертикальную стенку. Посмотрел. Он завязал узел Бахмана, но на слишком длинной оттяжке. Когда его снесло, узел затянулся, и когда висеть на руке Рост уже не смог - отпустил - и вот он висит в полметре под узлом, который уже хорошо приморозило, и дотянуться до него не может. О том, что можно бы сделать, чтобы поправить своё положение, я думаю, он уже знает. Вариантов масса, и на нем висело достаточное количество веревочек для их осуществления. Держаться ему было довольно неудобно. Плюс на нем ещё висел рюкзак. К счастью - не тяжелый. При этом на нем была такая путанница строп и веревочек, что снимать рюкзак я с него сразу не стал - побоялся, что начну снимать и что-то в чем-то запутается и получится "как-всегда". Вместо этого смастерил подобие грудной обвязки из петли и встегнул в веревку, чтобы его не так сильно откидывало. Следующая задача - развязать его Бахмана. Сперва убедился, что он ввязан и подстрахован на случай, если Бахман заскользит. Поставил его ногу в петлю, разгрузил веревку, распустил Бахмана. Сперва Рост не сильно мог мне помогать, но видимо свет фонаря, активное действие и моё присутствие постепенно приводили его в порядок (весьма условный порядок, но все же). У меня был лишний кулачок - с ним поднималась Наташа. После некоторых экспериментов остановился на следующей системе. Я на своей веревке с двумя пруссиками - верхний и двойной (для ног) нижний. Рост на своей веревке с петлей для ноги на кулачке и с перевязанным мной Бахманом сверху. Оказалось, что когда ночь, холодно, ветер и снег, очень тяжело устанавливать кулачок на толстой веревке. Чуть пару раз не упустил. К тому моменту Рост ещё не совсем мог самостоятельно координированно двигаться, поэтому движение у нас было вот такое. Вставляю его ногу в петлю из стропы. Тяну кулачок вверх по веревке, помогая Росту поднять ногу. Поднимаюсь на своей веревке. Берусь за его его узел Бахмана. Говорю "Раз. Два. Три. Давай!" Рост привстает на ноге, и я продвигаю его узел как можно выше, и он на нем зависает. Отдыхаем, и процедура повторяется. При этом были дополнительные развлечения.: Перед тем как передвинуть любой из узлов, я чищу веревку от намерзшего льда и снега. Рост, понимаясь, хватается за мой прусик, завязанный на веревке (за сам узел), отправляя меня таким образом вниз (хорошо, что я периодически вязал подстраховывающие узлы). Периодические тыкания друг в друга кошками. И так далее┘ Так мы лезли оччченннь долго. Вылезли на очень наклонную полочку. Тут вдруг ветер задул с новой силой, так что предыдущее дуло показалось штилем. В этот момент мы уже были под финальной нависающей ледовой губой и попытались спрятаться под ней, однако вдоль неё дуло ещё сильнее. На этом месте между Ростом и станцией стояла одна промежуточная точка - сильно справа, так что веревка делала практически прямой угол в оттяжке. Я траверсировал к этой точке и смог выстегнуть его веревку. В момент снятия точки меня сильно качнуло на маятнике (этого я в принципе ожидал, но полагал, что маятник будет слабее). В результате я налетел на Роста, задев его нос кошкой. Это было очень нехорошо. Это было очень близко к серьезним последствиям. Если есть момент из всей этой эпопеи, который я вспоминаю с особым ужасом - это момент, когда после маятника я увидел Роста, схватившегося за лицо и пятно крови на снегу... Это было непозволительной ошибкой. К счастью, все обошлось без трагичных последствий. Убедившись, что Рост в порядке, я заметил, что рассвело. Наверное было в районе 4-5 утра. Перетаскивать Роста через перегиб самому мне показалось довольно нетривиальным и непосильным, поэтому, учитивая, что все лишнее трение в веревке было убрано, я быстро выбрался наверх к Диме с Наташей, и мы втроем вытащили Ростика через перегиб. К этому моменту он уже чуть оправился и неплохо нам помогал. Итак, наша четверка была в целости и вместе.

Вместе.

Пока мы с Ростиком развлекались новой народной забавой "салки-ножки навесу-ночью-и в кошках", Дима с Наташей, играя в кротов, вырыли неплохую норку для укрытия от ветра и прочей напасти. Туда мы с Ростом и свалились, совершенно обессилевшие. Тут меня начало колотить. То ли от холода (мне и правда было холодно), то ли от напряжения, то ли от дегидрации. В общем, я не мог остановить дрожь и усиленно клацал зубами. Абсолютно никак остановиться было невозможно. Наташа натопила кастрюльку теплой воды, но и это не помогло. К сожалению, вторая, третья и, по-моему, четвертая кастрюльки опрокинулись с только-только растаявшим снегом, и на четвёртой газ кончился... Мы все были весьма замерзши и неуклюжи. За это время стало совсем светло, небо расчистилось, и стало понятно, что погода - отличная. Надо было начинать двигаться. Сборы заняли удивительно долгое время - двигались очень медленно. Но вот наконец Дима вышел первым, за ним Ростик, за ним Наташа и,  разобрав станцию, я. Все на одной веревке. Мы, видимо, связывались с ребятами в лагере, но я точно не помню, когда и как это происходило. В какой-то момент мы вроде узнали, что наша другая связка в порядке, и что навстречу нам вышли какие-то американцы, которые несут нам воду. Вот это очень кстати. Пить хотелось страшно, и, хоть это и не рекомендуется, я время от времени жевал совершенно сухой снег, выжимая из него всю влагу. Очень скоро мы вышли на солнце. Тут я сделал последнюю ошибку этого восхождения - не намазал губы кремом от солнца. Губам было хреново следующие две недели... Мы медленно поднялись и перевалили через футбольное поле вершины, и уже на знакомом нам с Наташей спуске по Coleman-Deming маршруту нам встретились американцы, принесшие нам попить и что-то пожевать. Там мы развязались. И пошли каждый в своем темпе. Дима умчал вперед. Ростик и Наташа пошли не спеша, а я остался перепаковывать свой рюкзак. На мне было все железо, буры, пикеты, веревка. Особенно стремно было большое количество буров без колпачков свободно свисающих в районе "ж". Все аккуратненько распихав, побежал вниз. По дороге обогнал Наташу с Ростом. Снег превратился в кашу, и меня качало, но лыжные палки делали своё стабилизирующеё дело - и вот я в лагере. А там - чаёк, супчик, сало, ещё супчик, ещё какая-то еда, ещё чаёк. Вот это хорошо. Хотя почему-то мне было не очень хорошо. Я решил, что заболел, и выпросил у доктора спирту и тера-флу. Смесь этих продуктов с добавлением пива у машины меня весьма неплохо вылечила. Да и ребята меня немного разгрузили, за что им огромное спасибо. Сережа Михайлов подошёл как раз вовремя, и я с радостью избавился от нескольких килограмов из своего рюкзака, и Саша Шустерман(Чернышов) забрал у меня немного железа. Так что вниз бежалось легко и весело. Выпили пива. Забились по машинам и поехали. Я уснул сразу и проснулся у дома Саши с Сережей. Оттуда Дима, Ростик и я рванули в аэропорт надеясь успеть на наши самолеты. На самолет-то я успел, но сам самолет отменили, но это уже неважно. В 2 часа следующего дня я уже был на работе в Нью Йорке.

Ошибки, Уроки и Выводы.

Несмотря на горячие обсуждения на интернете, я попытался хладнокровно оценить, что произошло и как избежать повторения в другой раз. Вот к чему я пришёл. Тут все мысли набросаны не в каком-то порядке важности, а просто так.

1. Надо всегда знать свои возможности и возможности каждого члена группы и их соответствие планируемому маршруту. В данном случае я не знал практически ничего про Диму Я., Роста и Наташу. С Игорем мы ходили и лазали вместе раньше и, поскольку идти собирались независимими связками, а я был в связке с Игорем, я знал, что мы вдвоем к этому маршруту готовы. Как группа, однако, мы были не готовы.

2. Каждый участник технического восхождения должен иметь минимум технических знаний и навыков, необходимых для прохождения маршрута. (Я хочу сделать упор на "навыков" то есть надо их тренировать, а не только теоретически знать). Я подозреваю, что "навыков" у некоторых участников не было. Не было умения подниматься по вертикальным перилам. Не было умения пользоваться подручными средствами (связать второй прусик, чтобы разгрузить первый, связать ножную петлю). В связи с отсутствием навыков скорость прохождения перил была невероятно медленной.

3. Время. Если процесс занимает намного дольше, чем должен, это первый сигнал серьезной проблемы. Необходимо немедленно принимать меры, а не ждать, что само исправится. Эту ошибку я совершил несколько раз. Первый раз - когда один ждал на станции. Я мог спуститься к перегибу и, оценив ситуацию, возможно помочь. Второй раз - когда долго мусолили Ростика, прежде чем к нему спустились.

4. Перила + страховка. Когда было принято решение идти по перилам, второй лезущий (в данном случае Дима Е.) должен был оставить одну из веревок не простегнутой через промежуточные точки. Это бы дало нам возможность страховать/тянуть одной веревкой (не простегнутой), пока человек идет по перилам. Это особенно важно для последнего, для которого перила сзади не закреплены, и он получает все маятники. Последний точно не должен был идти на одном прусике/бахмане.

5. Нехорошо использовать тиблок вместо пруссика в полиспасте. Его тяжело разгрузить и освободить при необходимости. То есть можно, но только если он сам привязан на шнуре, который можно распустить - это классический случай описанный в Glacier Travel and Crevase Resque. Тут вновь сказывается отсутствие наработанных навыков. Сидя дома за компьютером теория вспоминается легко, а ночью на ветру и морозе упускаешь весомые мелочи.

6. Atc плохо держит 8.1мм веревку. Дома посмотрел спецификацию ATC - минимум - 8.5мм

7. Рации. У меня была с собой рация, но воспользовался я ею довольно поздно. Если честно, то просто про неё забыл. Нет навыка постоянно ею пользоваться.

8. Есть мнение нескольких весьма опытних людей, что на маршруты такого рода вообще без полноценного жумара, а лучше двух ходить не надо независимо от первоначального плана. Возможно, это верно. Однако у меня нет полной уверенности, что в данной ситуации это решило бы проблему, так как отсутствие навыков подъема по перилам нельзя полностью заменить технологией. Более того, ошибка при использовании технологии может привести к не менее печальным последствиям.

9. Расквашенный нос Ростика - полностью моя ошибка - я знал, что будет маятник - я должен был предупредить Роста или попытаться избежать маятника. Ростик, надеюсь все зажило без следа.

10. Открыто к обсуждению...

3 недели спустя.

Эмоции поутихли. О техниках и перилах поспорили. Пора тренироваться к летним маршрутам. Было бы интересно узнать, кто и как готовится к каким маршрутам. И с точки зрения ОФП, и с точки зрения тренировок технических умений и навыков.

В заключение.

На гору зашли и спустились ВСЕ в целости и сохранности. Это самое главное. Некоторые проделали это дважды. У кого-то это была первая гора. У кого-то - первая холодная ночевка. Кому-то было очень хреново. Все вынесли что-то для себя и что-то про себя из этой поездки. Хочется продолжать. Так давайте же!

Миша

Оформление - Ирина Закс
Редактор "Weekly" в отпуске по уходу за ребенком  -     Вадим Учитель.

Ваш отзыв:
Имя:     E-mail:
  или  почитайте, что пишут другие.