Турклуб им. B. Смирнова | Weekly - все выпуски | Напишите нам

Выпуск 93. Отчет о восхождении на North Palisade, Sierra-Nevada

26 - 31 июля 2003

Palisade - 1. A fence made of pales or sharp stakes. 2. A line of steep cliffs, usually along a river.

Идея насчет Palisades возникла у нас с Арегом достаточно спонтанно: наши друзья собирались в Yosemite, и нам хотелось поехать с ними, но заодно и попасть все-таки в "настоящие" горы. Купив книжку "Climbing California's High Sierra" by J. Moynier and C. Fiddler (оказавшуюся удивительно бестолковой), мы прочли, что участок Сьерры под названием Palisades - это "the most mountainous mountains in California". Мы основательно подготовились, т.е. одолжили у друзей веревки, ледорубы, snowpickets, примус, котелок и т.д. ("А что, Алексей, это те же самые веревки, которые мы одалживали 2 года назад для Bugaboo? Смотри - все еще как новые"). Кстати, всем огромное спасибо!

День 0.

Дорога от Сан-Франциско до Big Pine (15 миль к югу от Бишопа) с заездом получить "wilderness permit", в магазин за газом для примуса и т.д., заняла целый день. Ночевали у начала тропы в Big Pine Campground. Прогноз погоды на всю неделю "isolated thunderstorms", т.е. в горах стабильная послеполуденная непогода.

День 1.

Тропа Big Pine Trail, North Fork, ведущая к леднику Palisade, довольно живописна. Долина, вырытая гигантским когда-то ледником, поднимается вверх ступенями. На предпоследней ступени перед цирком ледника расположены три бирюзовых озера, которые так и называются: 1st , 2nd and 3rd. Мы остановились на ночлег у 3го озера, высота ~3100 м. Над озером поднимается Temple Crag , один из основных объектов восхождений в районе с длинными скальными маршрутами. Здесь много комаров, о чем нас предупреждали в магазине, но т.к. у начала тропы комаров не было совсем, мы решили, что это "marketing ploy" с целью продать нам антикомарин, и последний был оставлен в машине.

День 2.

От 3го озера к леднику можно подняться или напрямую по широкому кулуару под склонами Temple Crag и Mt. Gayley, или по тропе через Sam Mack meadow. Мы пошли по тропе, которая много петляет, но наверное более удобна для подъема с рюкзаками. Sam Mack meadow на высоте 3300+ на берегу живописной речки представляет собой отличное место для стоянки. Мы поднимаемся дальше, идти тяжело, а вчера мы думали, что до ледника осталась пара часов ходу┘ и зачем это мы тащим такие тяжелые рюкзаки?! Похоже, мы открываем новый стиль в альпинизме: "heavy and slow".

Ну вот наконец и моренный гребень, ограничивающий цирк ледника с северо-востока. На бараньих лбах рядом с гребнем стоят палатки, мы находим себе место, как раз вовремя, т.к. начинается дождь. Высота ~3700. Отдельные комары долетают даже сюда!

Смотрим наконец на горы - из долины их не было видно. Вид на "the most mountainous mountains" не слишком впечатляет: небольшой ледник ("the biggest glacier in California"), над ним ничем не примечательный гребень, никак не соответствуйщий звучным названиям вершин: Mt. Sill, Polemonium Peak, North Palisade, Starlight, Thunderbolt.

С ледника на вершины ведет с десяток маршрутов, наиболее известные по двум очевидным кулуарам, V-Notch и U-Notch, а также "Swiss Arete" на Mt. Sill. Решаем идти на North Palisade через U-Notch.

Приходит народ со "Swiss Arete", рассказывают, что попали в грозу на спуске. Испытываем сотовую связь: analog roaming работает, но только когда телефон у Арега. При моем приближении начинается треск, и когда я беру трубку, становится вообще ничего не слышно.

Так, что у нас по плану завтра, идти на гору? Нет, мы в отпуске в конце концов или где? С радостью соглашаемся, что завтра мы идти не готовы в связи с недостаточной акклиматизацией.

День 3.

Отдыхаем, ходим по леднику, смотрим подходы под маршруты. С кулуара V-Notch камни летят почем зря. U-Notch смотрится гораздо лучше. Весь народ со стоянок ушел вниз, и на следуюшие 2 дня мы остались одни.

День 4.

Подъем в 2.15 - идет дождь, спим дальше. Под утро дождь перестает, в 7 выходим на маршрут. Стоянки выше ледника, поэтому подход под маршруты начинается со спуска на ледник по моренным склонам.

На леднике одеваем кошки и поднимаемся по пологому открытому льду, потом по снегу под бергшрунд. Бергшрунд проходим справа по ходу по короткой ледовой стенке.

Выше бергшрунда в кулуаре чистый лед, хотя снизу казалось, что снег. Проходим веревок 7, страхуясь с дюльферных станций на скалах справа по ходу, или с ледобуров. Не доходя примерно веревку до седловины, переходим на скально-осыпные склоны справа по ходу, по которым поднимаемся на осыпную перемычку в гребне. Отсюда 2 веревки хорошего лазания (5.6) по крутому внутреннему углу-камину.

Наверху переходим на правую по ходу сторону гребня, траверсируем жандарм и оказываемся на узкой перемычке. Отсюда мы спустились на левый по ходу склон по скально-осыпному кулуару, а потом траверсировали по полкам к вершинному массиву. Но на обратном пути мы нашли более привлекательный вариант, который придерживается гребеня, обходя жандармы. С перемычки первый маленький жандарм обходится слева (надо пролезть в щель между жандармом и плитой), следующий большой треугольный жандарм обходится по его правой стороне.

После этого еще немного по горизонтальному участку гребня, и дальше надо все же слегка спуститься на левую по ходу сторону и выйти на полку, выводящую на середину вершинного массива. Дальше по простым скалам вверх, правда у самой вершины лазание вокруг и через здоровенные булдыганы становится уже не таким простым, или может быть мы не нашли оптимального пути. Один из булдыганов это и есть вершина, высота ~4340 м.

Для спуска с вершины есть дюльферная станция. Потом траверс гребня в обратную сторону, 2 дюльфера по крутому скальному участку до перемычки (одной 55м веревки как раз хватает). На перемычке обнаруживаем, что наш перекус украден, два больших черных ворона кружат неподалеку. С перемычки вниз сначала по осыпи, потом ~7 дюльферов (с двумя веревками) по кулуару, в основном с готовых дюльферных станций на скалах. Моя попытка выпендриться и продемонстрировать Арегу спуск на самовыкручивающемся ледобуре логично закончилась тем, что ледобур не самовыкрутился, пришлось лезть к нему обратно и спускаться с нижней страховкой, время от времени издавая истошные вопли "Не тяни!!!" в направлении Арега (впоследствии выяснилось, что Арег это слышал как "Натяни!"). Одним словом, спуск затянулся , но погода каким-то чудом держалась, и на ледник мы спустились до темноты. Стемнело только когда мы подошли к началу подъема по морене к лагерю, и одновременно начался дождь с грозой. В результате в лагерь мы пришли только в пол-десятого, все мероприятие заняло у нас 14.5 часа, хотя конечно можно было бы быстрее.

День 5.

Гроза продолжалась всю ночь, и к утру около палатки образовалось озеро, хорошо, что мы поставили ее на камне. Первоначальный план сходить еще один маршрут отпал как-то сам собой. Как только мы просушили вещи и уложили в рюкзаки все, кроме палатки, дождь пошел опять. Мы решили ждать, и, если дождь не перестанет, в 2 часа собирать палатку и выходить в любом случае. Ровно в 2 дождь перестал! Потом он, правда, начался опять, но мы были уже на тропе. Скоро мы будем в Йосемитах, где, как нам объяснили друзья, дождей не бывает!

Пока мы дошли до Sam Mack Meadow, стало солнечно, и мы остановились на обед, тут же набрав для него шампиньонов. Народ, подошедший из стоявших неподалеку палаток, заверил нас, что в Йосемитах погода сейчас гораздо хуже. Один из мужиков, ходивший U-Notch 20 лет назад, удивился тому, что мы потратили на маршрут так много времени и сказал, что когда он там был, никакого льда в кулуаре вообще не было. К вечеру мы спустились к машине и поехали в солнечные Йосемиты...

Выводы

Хороший, разнообразный и безопасный маршрут, "highly recommended" в том случае, если вас туда занесет. Любителям горного туризма:) U-Notch может подойти в качестве перевала, есть спуск на другую сторону..

Материал подготовил - Алексей Мазнев
Оформление - Ирина Закс
Редактор "Weekly" в отпуске по уходу за ребенком - Вадим Учитель.

Ваш отзыв:
Имя: E-mail:
или почитайте, что пишут другие.